Особенности восприятия цвета человеком

Один из наиболее частых вопросов, который задают клиенты менеджерам дизайн-студий, звучит примерно так: «Почему на экране изображение выглядело в одних цветах, а в реальности, при печати, получились другие оттенки?» В данной статье мы постараемся подробно разъяснить, почему так происходит, и подскажем, что необходимо сделать, чтобы получить нужный цвет при заказе фотообоев или полиграфической продукции.

Особенности восприятия цвета человеком

Особенности восприятия цвета человеком

С физической точки зрения цвет – это световые волны определенного электромагнитного излучения, которые после восприятия глазами и мозгом преобразуются в различные цветовые ощущения. Каждая световая волна, соответствует конкретному спектру, который, в свою очередь, является носителем информации. Цветовое ощущение доступно далеко не всем жителям планеты, например, кошки все видят в серо-белом цвете. Эволюционно его главное предназначение заключается в идентификации различных физических поверхностей, в зависимости от их отражательной способности.

Разница, которая проявляется между картинкой на экране и напечатанным изображением, является суммарным следствием ряда причин, главная из которых – это различная цветовая чувствительность сетчатки глаза к излучаемому и отраженному свету. Другими словами, экраны жидкокристаллических или аналоговых дисплеев непосредственно излучают определенный светопоток, а все окружающие нас предметы, включая фотообои, только отражают его.

Почему цвет на мониторе не совпадает с цветом отпечатка принтера: основные причины

Излученный и отраженный свет

Итак, первой и основной причиной цветового различия является разное восприятие человеческим глазом отраженных и прямых цветов. По факту, любой пигмент сам по себе не выступает источником света, а лишь отражает какую-то часть его спектра, при этом полностью поглощая остальную.

Именно поэтому для зрительного аппарата человека излучаемый монитором или экраном телефона свет будет всегда ярче и насыщенней, чем отпечатанный на обоях или бумаге. Однако существуют и другие причины, почему мы по-разному видим одно и то же изображение на мониторе и бумаге.

Разное разрешение

Еще один фактор, влияющий на цветовое восприятие – это разрешение. Ввиду особенностей строения глаза человек не может увидеть огромное количество пикселей. Современные смартфоны имеют разрешение в диапазоне от 200 до 600 точек на дюйм, тогда как напечатанные графические материалы могут обладать куда большим разрешением – от 150 и до 1440 пикселей на дюйм.

Таким образом выходит, что точка на печати выглядит крупнее, чем на бумажной основе. Следовательно, одно и то же изображение на бумаге и экране будет смотреться по-разному.

Применение различных цветовых моделей (CMYK и RGB)

Еще одна причина разного отображения цветовой палитры на мониторах и при печати – применение различных цветовых моделей в цифровой технике и печатном оборудовании.

Особенности восприятия цвета человеком

Цвет на дисплее формируется на базе 3 основных насыщенных цветов – синего, красного и зеленого. Аббревиатура такой модели – RGB. Чтобы получить другие цвета из палитры, три светопотока должны смешиваться в определенной пропорции. При этом сумма всех цветов дает белый, а отсутствие света (отсутствие какого-либо цвета) дает черный цвет, глубина которого определяется свойствами экрана (например, в телевизорах LG экран серый, в отличие от экранов Samsung). Плюс данной технологии заключается в том, что экраны могут проецировать очень насыщенные и яркие цветовые решения, которые иногда даже не встречаются в природе.

Современная печатная техника использует совсем иную технологию, базирующуюся на цифровой модели с названием CMYK. Данный метод предполагает нанесение на бумагу четырех главных цветов – малинового, голубого, желтого и черного. При печати эти цвета наносятся с различной частотой. Чем выше плотность цветовых точек на единицу площади, тем более насыщенным получается изображение, и, напротив, при умеренной плотности картинка получается бледной.

Принцип получения остальных цветов здесь, как и у RGB, базируется на смешении основных пигментов. Однако в технологии CMYK суммарно все цвета дают черный, а их отсутствие – белый (или другой, который соответствует цвету бумажной основы). При этом чернила являются полупрозрачными, поэтому цвет бумаги или основы фотообоев сильно влияет на оттенок картинки. Если основа имеет желтоватый оттенок или сильнее впитывает внутрь себя синий краситель, то и картинка приобретет более теплый тон.

Разные свойства поверхности у разных обоев и фресок

Поверхность обоев, впитывая краску и обеспечивая более надежное скрепление красителя с текстурой обоев, одновременно ослабляет яркость цвета. Чем сильнее впитывает, тем сильнее ослабляет. Наиболее яркие отпечатки получаются на глянцевых поверхностях, которые практически не поглощают краситель и хорошо отражают свет. На матовых же поверхностях, то есть не блестящих, изображения выглядят более тускло.

Разные технические характеристики мониторов и печатного оборудования

Индивидуальные технические параметры и настройки техники, которую мы используем, также влияют на цветовое восприятие. Каждый тип оборудования работает на своем, особом цифровом алгоритме воспроизведения визуальных данных.

Поэтому на одинаковых (по разрешению) мониторах от различных производителей изображение может смотреться по-разному (часто это видно даже невооруженным взглядом).

Как получить ожидаемый цвет при печати фотообоев

Исходя из вышеописанной информации о цветовых моделях, можно сделать вывод, что главная ошибка несоответствия цветов состоит в том, что макеты создаются в RGB-модели, а при непосредственной печати их необходимо преобразовывать в формат CMYK. Дело в том, что палитра цветов RGB намного шире, оттенки в ней красочнее, ярче, сочнее, а CMYK передать их не может. При переводе из одной модели в другую нераспознанные цвета заменяются близкими, похожими, которые, однако, могут отличаться от оригинала и не в лучшую сторону.

В связи с этим, если колеры вам очень важны, следует сформировать макет сразу в зауженном диапазоне – в CMYK, где максимально четко будет виден будущий результат работы. При этом надо понимать, что даже то, что картинка сделана в СМУК, не сильно изменит ситуацию, так как монитор все равно демонстрирует изображение RGB.

Особенности восприятия цвета человеком

Какие бы методы ни были использованы, в печатном виде картинка никогда не будет такой сочной, как мы ее видим на мониторе. Даже при использовании CMYK изображение на дисплее будет ярче. Это объясняется тем, что свет, излучаемый монитором, более насыщенный, чем отраженные от бумажной основы лучи искусственного или естественного освещения. Оттенки будут разниться даже на разных мониторах.

Другим аспектом является то, что отпечатанное изображение использует отраженный свет, а это значит, что цвет фотообоев будет меняться в зависимости от цвета освещающих ламп. При дневном солнечном свете это будет максимально насыщенная картинка, лампы накаливания скроют голубые тона, люминесцентные, наоборот, сделают голубые тона более выраженными. Светодиодное освещение вообще может испортить всю картинку, так как по сути оно генерирует несколько очень насыщенных узких цветовых диапазонов, что обеспечивает провалы в различных тонах, и изображение будет выглядеть совсем по-другому

Если точность попадания в цвет для вас очень важна (например, вы подбираете фотообои под готовую мебель определенного цвета или под уже имеющийся декор), можно воспользоваться долгим, однако эффективным вариантом – заказать цветопробу на материале фотообоев. Дизайнер будет корректировать цвета на каждой итерации, пока не добьется желаемого результата. Естественно, такая услуга будет стоить дополнительных средств.

Специалисты компании Artpolygraf выполняют печать фресок и фотообоев любого размера с максимально высоким качеством и четкостью передачи изображения. Штат опытных сотрудников и современное оборудование позволяют нам решать наиболее сложные задачи, связанные с полиграфической печатью.

Онлайн курсы ITМодули для Опенкарт 2.x - 3.xОнлайн курсы IT